«Қошқар мүйіз» / бараньи рога, «Қос мүйіз» / парные рога,  «Сыңар мүйіз» / один рог

 

 

 
Орнамент «қошқар мүйіз» представляет собой две спирали, берущие начало из одного стебля — рога. Одна из древнейших основ казахского орнамента (ведущий узор), имеющая различные графические вариации и названия. В целом, рог/рога – общекультурный архетип и древнейший символ царственности, атрибут символики царей, вождей и других мифических персон. В мировой культуре достаточно божественных особ с рогами, причем женского и мужского пола: египетская Хатор, греческая Амалфея, излюбленный символ античных поэтв и т.д. Этот графический архетип отражает силу, божественный дар, мужские качества (включая плодовитость) и, одновременно знак воина. В большинстве случаев связан с мужским началом.

 
Разнообразные рогообразные завитки широко используется при украшении сырмаков, текеметов, алаша и других текстильных изделий. В казахской культуре бараньи рога символизируют «құт» — жизненную силу, благодать, достаток и благополучие.

 

 В целом, орнамент и его вариации в традиционном искусстве воспроизводят древнейший культ жертвенного животного. У народов Центральной Азии отголоски этого культа сохранились в представлениях о его рогах как сильнейшем обереге:  подвешивали рога барана над входом в жилище, вырезанные из дерева или свяленые из шерсти рога укрепляли на головных уборах и т.д. Рога барана наделены магической силой нейтрализовать «дурной глаз».

 
Тюркские народы считали барана (қошқар) единственным животным, побывавшим в раю, и ему предназначено быть сакральным животным в ритуале жертвоприношения. Одним из производных от «қошқар мүйіз» является мотив «қос мүйіз» (парные рога), который семантически связан с образом Мирового древа. Он играл ключевую роль в охранительной магии. Другим производным от «қошқар мүйіз» является «сыңар мүйіз» (один рог) — символ благополучной жизни и ритуальной жертвы.

 

 

 

 

По другой версии, розетка «қос мүйіз» — символическое изображение земли в состоянии спокойствия и гармонии, дающей жизнь всему живому. Есть мнение, что подобное значение орнамента было изначально, до смены хозяйственного уклада на кочевой образ жизни.
 

 

 

 

 

 

 
.

.